среда, 12 января 2011 г.

ПОЧЕМУ НАС ИНОГДА НЕ ПОНИМАЮТ?

Вы бывали в ситуации, когда излагаете кому-то очевидные истины, а Вас совсем не понимают? Если да, то эта статья именно для Вас.

Причина подобного непонимания кроется в разности восприятия различных людей. Да-да, именно в этом. Мы по- разному видим мир. Но почему мы тогда во многом понимаем друг друга? Нам в этом помогает то, что с детства социум, родители, а потом различные коллективы, где мы работаем, вводят нас в некую единую систему взглядов. Эта система имеет много общих понятий которые объясняют каждому человеку суть того что он воспринимает. Другими словами она описывает то, что мы воспринимаем или видим в окружающем нас мире.

В зависимости от того что и кто нас окружает в данном мире мы по - разному описываем те или иные явления и события. Причина в том, что наряду с общей системой взглядов существует масса иных систем взглядов в зависимости от сферы деятельности данного человека. Больше того, с учетом особенностей контактов человека с окружающим его миром, каждый из нас имеет свою уникальную систему взглядов.

Стоит разъяснить, что понимается под системой. Система – это совокупность правил  в рамках какой-то деятельности. Правила в системе не должны противоречить одно другому. Развивающиеся системы склонны к расширению. Это значит, что любое новое, с чем сталкивается система, изучается, а затем подстраивается под правила данной системы. Системами могут быть цивилизации, общества, науки, направления в науках, и многое другое.…Но в данный момент, коль речь идет о понимании, рассмотрим систему взглядов на уровне отдельно взятых людей.

Коль восприятие мира у каждого индивидуально, то и разные понятия об этом мире у каждого свои. Но это не означает, что аналогичного понятия у другого человека нет. Оно может быть, но связано с иными ассоциациями. Это Важная часть объяснения. Представьте себе, что Вам приходится иметь дело с представителем иной национальности. Он не знает Вашего языка. Вы говорите ему слово на своем языке, а он и понятия не имеет что это такое. Но это вовсе не означает, что в его языке нет аналога этого слова. Да, оно звучит и пишется по иному, но аналог есть, просто надо знать, как его озвучить. Что для этого надо? Для этого надо знать язык собеседника. Как быть, если не знаете? Если не знаете, то, каким бы Вы ни были специалистом: Вас не поймут. Можете потом ссылаться на глупость собеседника, на его национальные особенности…,но для себя, Вы будите знать, в чем истинная причина. Так и в объяснение тех или иных вопросов собеседнику на родном для обоих языке. Надо иметь представление о том какая система взглядов у Вашего собеседника. Лишь после этого подстроившись к ней и переводя на нее мысли из своей системы взглядов, Вы сможете довести суть информации до собеседника. Другими словами Вас поймут. В противном случае будет как в примере с языками.

Последнее время в Интернет появилось огромное количество так называемых интернет гуру. Многие из них  действительно добились неплохих успехов и зарабатывают большие деньги. Но вот их курсы порой не приводят к желаемым результатам, а иногда вообще не дают ни какой пользы. Гуру валят все на лень своих учеников. Ученики на шарлатанство своих учителей. В чем причина подобного? Кто прав, а кто виноват?

Если не брать во внимание действительных шарлатанов, то причина непонимания лежит все в той же разнице, систем взглядов. Чем ближе системы взглядов ученика и учителя, тем лучше результат. Надо помнить, что при написании обучающих курсов, невозможно учесть весь спектр взглядов, возможных учеников. Поэтому в данный момент вопрос понимания упирается не только в умение исходя из обычных понятий донести до учеников суть курса, а в то, что сами ученики должны осуществлять подстройку под данный курс, т.е. дополнительно ликвидировать пробелы между своим восприятием и восприятием учителя. Другими словами учиться понимать язык учителя правильно, т.е. исходя из его знаний.

Как это сделать? Достаточно просто. В большинстве случаев надо предварительно вникнуть в саму тему,т.е. иметь хотя бы элементарные представления о предмете обучения. Без этого ничего не выйдет. Примеров много и они вокруг Вас. Так же как невозможно научить человека, не знающего арифметики, алгебре, так же невозможно с нуля сделать успешным предпринимателем в Интернет пусть даже очень талантливого человека.

 Суть любого понимания сводится к подстройке систем взглядов участвующих в беседе или обучении. А уж как эта подстройка и кем конкретно должна осуществляться,  это зависит от обстоятельств.

3 комментария:

  1. Спасибо! Наглядно, понятно и если после всех подстроек под систему взглядов другого человека нас всё таки не поняли или мы не до конца поняли кого-либо, то значит подстройка была не достаточна. Но надежда на взаимопонимание всё же остаётся, надо только ещё лучше вникнуть и понять "привычный жизненный язык" нужного нам человека, или страны, или какого-либо другого общества или системы. Интересно...а окружающая природа это ведь тоже система, со своим языком, и подстроившись к ней можно научиться его понимать и может быть даже добиться взаимопонимания. Ведь язык это не обязательно слова и способ общения может быть разным. Вот, например, творческие люди могут общаться посредством своих творений, которые расскажут об этом человеке и его мире много больше, чем просто слова, хотя ведь слова тоже как краски у художников слова... Спасибо! Сколько разных интересных систем и при желании всегда можно понять друг друга...

    ОтветитьУдалить
  2. Интересная идея с подстройкой к языку природы...

    ОтветитьУдалить
  3. Идея с подстройкой к языку природы интересная,но увы не новая...Просто большинство людей видят ее в несколько ином свете. К примеру, подстройка к языку садовых растений...обычно воспринимается как умение выращивать эти растения. Подстройка к умению собирать лесные растения ...обычно воспринимается как знание особенностей леса. На самом деле и в первом и во втором случае--это лишь лучшее ,чем у других знание языка сада или леса или еще чего-либо...Вот это знание и его использование и помогает специалистам делать то,что многими обывателями воспринимается как чудо или очень необычное. На себе это не раз испытывал,к примеру, в прошлом году в момент отстутсвия дождей собирал огромное количество грибов.Знакомые удивлялись,мол в лесу все сухо. И они в какой-то мере были правы,но мало кто из них обратил внимание на тот факт,что расплодившиеся в наших местах бобры,воспринимаемые многими как стихийное бедствие,изменили ландшафт леса,превратив многие участки суши в острова,на которых совершенно уникальные условия: повышенная влажность даже в сушь,такие же изменения возникли и в местах прилегающих к разлившимся от деятельности бобров озерам...Этим я и восспользовался...подстроившись под изменения...другие же просто не замечали данных изменений и жили по старым правилам даже тогда,когда им прямо показывал на них...Это и есть пример подстройки к природе...Остальные ,видимо,ждали когда природа подстроится под них...Мир постоянно меняется и надо уметь видеть эти изменения,а не жить старыми правилами.
    Но надо помнить об одном,что как бы хорошо не умел подстраиваться под природу,у любых подстроек есть предел и он ограничен свойствами того под кого подстраиваешься,поэтому надо изначально увидеть смогут ли подстройки привести к желаемому результату и это, в свою очередь,опять упирается в понятие языка природы...

    ОтветитьУдалить